Файюмский портрет

...т.е., изделия "малых форм"

Сообщение
Автор
05 фев 2012, 15:18
Выполнявшийся скорей всего после смерти портрет (при этом изображенный возраст возможно не совпадал с возрастом умершего). Основа - дерево, различные способы нанесения краски. Время - первые века нашей эры (римский период истории египта). Вчера листал, захотелось поделиться. По моему это очень круто.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
05 фев 2012, 16:30
Мне Евтихий очень нравится

Изображение

Название получили по месту самой крупной находки, которую сделал сэр Флиндерс Питри в 1887 году. Вот тут очень хорошая коллекция, разбитая по местам обнаружения - Саккара, Фивы, Фаюм etc и нынешнему месторасположению.
И красивая видеоподборка

The Hawara Portfolio Paintings of the Roman Age by Flinders Petrie
15 фев 2012, 14:47
Анкх писал(а):
различные способы нанесения краски.

Изображение


Вот эти, и выражение лица, и "способ нанесения краски" мне интересны и приятны.

рехмира
15 фев 2012, 17:29
Надо будет как-нибудь почитать хорошо и сделать что-нибудь похожее на галерею, с описанием.

Изображение
15 фев 2012, 19:45
Анкх писал(а):
почитать хорошо


Не знаю... Я - только о настроении. Глаза с характером. Прекрасный портрет.

рехмира
15 фев 2012, 20:07
были они смуглые и золотоглазые.

Изображение
15 фев 2012, 22:27
Ygorbo писал(а):
А серьезно - что у юноши на воротнике написано? У Евтихия?


Надо бы большее рисунок найти.

EDIT : Нашел здесь - http://all-about-egypt.ru/strana/obshhe ... -portrety/
Но там, как это ни странно, видно еще хуже.

Там дело в том, что если это первые века нашей эры, то коптская письменность (алфавит) была еще не распространена. Ее расцвет приходится на 5-10 века нашей эры.

И исходя из только вот этого наблюдения, можно предположить, что там либо греческий, либо латинский :)

Изображение
16 фев 2012, 18:34
Использовалось два типа красок. То есть разница не в способе нанесения, а в основе в которой разводились краски. Основой мог являться горячий воск - т.н. энкаустика и различные натуральные жидкости (яичный желток) - т.н. темперные краски.

Насколько тут следует из рассматривания различных изображений, энкаустика дает более глянцевое и плоское изображение. Из четырех изображений выше, только гражданка в красном выполнена темперными красками и очевидно отличается от остальных.
Но вообще не факт, что это зависит от основы краски, может быть от техники, к примеру, более густой мазок (и вообще видимый), несколько слоев, может наверно дать такой эффект.

Изображение
16 фев 2012, 18:45
Добавим немного непосредственно изображений :
Изображение

Изображение

Чем реалистичнее изображения тем скорее всего они более ранние (десятки лет от Р.Х.).
В 3-м же веке н.э. появлялись уже такие опусы как на изображении ниже.

Изображение

Изображение
16 фев 2012, 18:49
А закончилось все вот этим :) 4-й в. н.з.

Изображение

Изображение
16 фев 2012, 19:48
Анкх писал(а):
А закончилось все вот этим 4-й в. н.з.


Лубок...

А ТАМ - импрессионисты!
А глаза как у еврейского мальчика Пикассо.

рехмира
16 фев 2012, 19:56
Изображение

Угу.
Эдуард Мане, 1869. "На балконе".
Такой вот фаюмский портрет.

Изображение
17 фев 2012, 19:40
Изображение

Диего Веласкес

Изображение

Франс Халс
17 фев 2012, 22:17
Извините, импрессионисты - это более близко к рассматриваемому, нежели портрет инфанты Магны Терезы. Разве не видно, что все другое? и лицо, и техника и сюжет парадного портрета? Лучше смотрите Даму с веером, если уж вы, как и я, любите дона Диего Родригеса. Это-ближе чудесным лицам Файюма.
Анкх'у о надписи. Мне вообще показалось, что это греческий - там, на мой дилетантский взгляд, несколько лямбд просматривается. Поскольку не читаю на этих языках - и полюбопытсвовал.

Насчет деградации в 3-4века - знаете, чем больше набирало силу христианство, тем сильнее был упадок искусства - и это было на мой взгляд, всегда, ибо религиозный фанатизм противопоказан творчеству - смирение духа и плоти всегда приводит к шаблонам и варварской примитивности. В церквях Рима полно статуй с отколотыми "причинными местами" - этакая ханжеская стыдливость.
Кстати, если память не изменяет, сожгли христиане Александрийскую библиотеку в 390 н.э. - 4 век. Странное совпадение, не правда ли?!
17 фев 2012, 22:25
Ygorbo писал(а):
Мне вообще показалось, что это греческий - там, на мой дилетантский взгляд, несколько лямбд просматривается. Поскольку не читаю на этих языках - и полюбопытсвовал.


Лямбда - это действительно признак греческого. Греческого слова в том числе, а поскольку коптский заимствовал очень много греческой лексики, то к сожалению это не может быть использовано в качестве даже грубого критерия.
На самом деле коптский легко определяется по наличию артиклей. Даже если не знать язык, то при минимальной сноровке их можно легко разглядеть. Но здесь чего-то совсем ничего не разобрать, кроме отдельных букв.

Изображение
18 фев 2012, 17:55
Ygorbo, вы правы. Я скорее хотел обратить внимание на технику исполнения некоторых портретов, лаконичный характер мазков, лепку формы, деталей. Допустим, в портрет молодого человека с курчавыми волосами, цепко в одно касание схвачена форма носа, ушей, волос. Совершенство техники, так сказать-это имелось в виду. Просто занимаюсь живописью, фотографией.
18 фев 2012, 22:14
Я вообще не уверен, что религиозная нетерпимость виновата в данном случае. По крайней мере не прямо. Скорее исчезала постепенно сама традиция изготовления, меньше внимания уделялось.
А сама техника (и соответственно мастера) никуда не делись, поскольку в этой же манере ранние иконы выписаны.

Вот здесь : синай, 7-й век, энкаустика.
http://sarmata.livejournal.com/170638.html
Изображение

Изображение
18 фев 2012, 22:19
Изображение 6-й век. К вопросу о симметрии. Тут такое впечатление, что какой-то умысел в ее отсутствии.

Изображение
19 фев 2012, 12:45
Дама из Антинополя.
Изображение
19 фев 2012, 13:03
Анкх писал(а):
синай, 7-й век


Анкх писал(а):
6-й век.


Эти самые древние ещё и как "могли"!

И что бы не балабонили искусствоведы, культурологи и пр.пр.пр. насчёт самобытной гениальности православной иконописи, она - полная деградация. С её вывернутыми шеями, неумением строить перспективу и другими т.наз. каноническими извращениями.
А выросла-то она из того, "что действительно когда-то МОГЛИ древние"! Выросла и деградировала до того самого гусеводнического уровня...

рехмира
19 фев 2012, 13:54
Полистал в интернете, встретилось мнение, что творчество импрессионистов действительно связано с фаюмским портретом. Но вообще сомнительно, что это истина, поскольку, если под И. понимать что-то от Мане до Матисса, то к этому времени в музеях мира были единичные образцы ф.п. Вроде бы Петри открыл большое число образцов. Когда это случилось ? Начало прошлого века ? Вряд-ли до этого ф.п. воспринималось как отдельное и значимое явление...
Мне у Мане еще вот эта нравится :

Изображение

В Эрмитаже кстати очень достойная коллекция... Одно дело на картинки смотреть, совершенно другое впечатление, когда стоишь рядом.

Изображение
19 фев 2012, 14:09
Дык... Я не образован, просто любитель. И помянул импессионистов, глядя на ТУ женщину в фаюмской серии, поскольку она МНЕ напомнила импрессионистов. А о том, что кто-то где-то тоже ТАК сопоставлял, узнаю от вас впервые.
Однако, я - огого!

А в Эрмитаже залы ФРАНЦУЗОВ находил на автопилоте всегда. Любимейшие залы. Иногда даже специально только ради них ходил в.
А ещё там есть параллельная анфилада с Барбизонской школой (Добиньи, Руссо, т.д.) - тоже очень люблю.
Чуть не вклеил к барбизонцам Камиля Коро, ведь я его тоже очень и очень.

рехмира
21 фев 2012, 16:06
Олег, я, как вы знаете, также не искусствовед, но на мой неискушенный взгляд, налицо явный переход к примитивизму русских икон от живописи и мозаик Византии (что также близко в большинстве своем не лежало к Файюмским портретам, по крайней мере дошедшее). И пусть я покажусь воинствующим дилетантом и космополитом, но никогда не понимал и не понимаю, почему я должен восхищаться Троицей Рублева, имея рядом итальянцев одного с ним временного периода. Кстати эпоха возрождения как раз и характерна ослаблением религиозного диктата и определенным вольнодумством.
Анкху.
В приведенной вами ссылке рядом Пантократор и Распятие. Просто две несравнимые вещи. Но Распятие - 200 лет спустя. И обе работы причисляются к ранневизантийской школе. Кстати, обратите внимание - Пантократор - 6 век, Петр -7 (обратите внимание на медальоны вверху), Распятие - 8 век. И стиль Распятия прямо таки вылезает из этих медальонов. Так что, подозреваю, снижение общего уровня живописи как раз и связано с вымиранием Художников и появлением ремесленников, т.е. наастающей общей серостью - ну не нужны Церкви бунтари-гении, а нужен канон - как рисовали например тов.Ленина. Ну а если есть канон и шаблон - тут уже не до творчества...
25 фев 2012, 11:44
Тут конечно за всем этим маячит не очень приятный (субъективно) факт - изображены (в основном) не египтяне и не египетскими мастерами. Ясно видно, что это римская школа и смотрит на нас римская элита.

Примеры сложно найти, но как мне кажется, это всем известная скульптура воплощенная в живописи.

Римская живопись. Помпеи (то есть 1 в. н.э. или может чуть раньше)
Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
27 фев 2012, 19:53
Честно говоря, в Помпеях я этой фрески не видел, поэтому ничего сказать не могу.
По поводу Фаюмских лиц.
Накопал http://blog.i.ua/community/1952/621262/
Меня в портретах всегда удивляло совершенно разное мастерство художников. Относил это к той сумме, которую платили заказчики - чем дороже - тем лучше. Оказалось не все так просто, но подтверждает мои предположения. Если верить приведенной выше ссылке, их датируют 1-11 веком н.э. Так что чем дальше от Птолемеев - тем примитивней.

Насчет римской школы и римской элиты.
из Вики:
"Хотя многие из этих изображений были найдены в оазисе Файюм (Hawara называемая также Арсиноя или Крокодилополь), однако портреты на мумиях были также обнаружены и в других некрополях, включая некрополи в Мемфисе (Саккара), Филадельфии (Er-Rubayat и 'Kerke'), Антиноополе, Панополе (Ахмим), Марина Эль-Аламейне, Фивах и Эль-Хибе (Анкиронополь). Однако все они сейчас известны под именем фаюмских портретов."
...
"Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.
Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п."

Как-то кажется тся странным, что на территории, где возник и расцвел эллинизм, можно предполагать наличие "римской школы". Впрочем, не будучи спецом, могу быть и неправ.

Сообщений: 35 Пред. 1, 2 След. Страница 1 из 2
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron