Picture of the "day"

...т.е., изделия "малых форм"
Ответить
Сообщений: 12 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
28 авг 2012, 17:23
Статуэтка Хетепдиефа ( Statue of Hetepdief – JE 34557 (CG 1) Cairo Antiquities Museum ) Htp-dj-f
Красный гранит; Высота 39 см. Мемфис, датируется концом Второй или началом Третьей династии (примерно 2700-2600 г. до н.э.)
(Общее описание дано : Ludwig Borchardt, Statuen und Statuetten von Konigen und Privatleuten im Museum zu Kairo, Nr. 1-1294, Teil 1: Text und Tafeln zu Nr. 1-380, Berlin, 1911 - http://www.archive.org/details/statuenundstatue53borc)

Изображение

Статуэтка примечательна тем, что это один из наиболее ранних образцов "частной" скульптуры, то есть такой, которая изображает не царя. Из этого, вероятно, следует ее вторая особенность - коленопреклоненная поза человека, отражающая почтение по отношению к царю. В целом скульптура кажется излишне массивной, что отражает тот стиль или канон, который был принят в ранние династии.

Изображение

Изображенный человек являлся жрецом заупокойного культа царей второй династии, что следует из его титулатуры в основании статуи. На правом плече изображены серехи трех царей второй династии.

Изображение
30 авг 2012, 12:06
В любой египетской гробнице обязательно присутствовал такой элемент оформления как "фальшивая дверь". Фальшивыми они называются, потому что никуда не ведут и представляют собой лишь имитацию. Их может быть больше чем одна и ориентированы они как правило на запад (хотя уже в мастабах Древнего Царства это правило не всегда соблюдалось).
Такая дверь связывала два мира - мир живых и jmntt - загробное царство и через такие двери хозяин гробницы получал возможность вернуться в наш мир и забрать принесенные ему дары. Иногда дверь просто рисовали, это было достаточным, поскольку мир Ка хозяина, то место где он находился после смерти, существовало пока существовали его изображения в гробнице.

Подробно на эту тему можно прочитать в книге Большаков А.О. "Человек и его двойник". Книга доступна в сети - http://www.egyptology.ru/scarcebooks.htm#Bolshakov

Изображение

Текст обрамляющий ложную дверь на фотографии выше представляет собой формулу Htp dj nsw, которая приглашает людей делать приношения умершему. Судя по титулам в крайне левом вертикальном столбце, усопший был чиновником высокого ранга - единственный друг царя, писец царя, визирь, почтенный, известный Великому Богу. Повторяющаяся группа иероглифов в нижней части строк - имя усопшего.
В центральной части двери изображен сам усопший, перед ним столик для приношений, сами приношения, сверху подпись "1000 хлеба пива мяса птицы для единственного друга царя"

Картуш в правой части говорит, что дело происходило во времена царя Неферкары (Пепи II).

Изображение
31 авг 2012, 12:34
Египетское изобразительное искусство было достаточно консервативным, художники во многом следовали когда-то установленным канонам и лишь во время правления Эхнатона можно отметить большую свободу в построении композиции, сюжета и вообще отход от принятых ранее норм. Однако даже в пределах достаточно жестких рамок, египтяне могли быть реалистичны и точны в передаче деталей и индивидуальностей.

Изображение

Примером такой точности могут быть рельефы Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри, где изображена торговая экспедиция в страну Пунт, точное местонахождение которой не установлено, но вероятно это восточное побережье Африки, чуть южнее современного Сомали.

Изображение

Обращает внимание то, что рельефы выполнены в выпуклой технике, что конечно очень трудоемко и требует большего мастерства. Присутствует попытка передать глубину и перспективу, когда более дальние фигуры даны не рельефом, а только контурами и их размеры меньше тех, что находятся на переднем плане. На иллюстрации выше можно обратить внимание, что фигура накладывается одну на другую, то есть изображение уже не представляется плоским.

Изображение

Очень индивидуально изображена царица страны Пунт, которая вероятно страдала каким-то заболеванием или просто много ела :). Передача черт ее лица имеет портретный характер.
При этом поза - это все тот же египетский шаг левой ногой вперед, который можно наблюдать уже на палетке Нармера.

М.Матье в Искусстве Древнего Египта этим рельефам уделяет не очень много внимания, но лучше почитать, станет возможным понять то место, которое эти рельефы занимают в эволюции египетского искусства. Книгу можно найти в сети, а лучше купить.

Изображение
01 сен 2012, 14:13
Книга мертвых - свод текстов, предназначение которых - обеспечить умершему посмертное существование. В полном варианте она могла иметь до 200 главок, но такие полные версии текста крайне редки. Наносить книгу мертвых могли на папирус, стены, поверхность саркофага и в общем на любую пригодную поверхность. Чаще всего текст включал несколько десятков глав, но встречаются и совсем короткие версии - пара-тройка глав, а то и вообще одна.

Изображение

Наибольшее число текстов дошло до нас от времени правления птолемеев, наиболее ранние относятся к 18-19 династии, хотя отдельные куски текста, позже вошедшие в КМ встречаются и ранее. Но самым поздним вариантом Книги Мертвых является Алтарь Аписа в Дрездене, изготовленный примерно в 1730 году. С одной стороны он является одним из первых свидетельств проникновения египетской культуры в Европу (до египетской экспедиции Наполеона остается чуть менее 100 лет), с другой стороны - это последняя книга мертвых в мире. Примечательно, что в момент создания алтаря египетские иероглифы еще не были переведены, хотя публиковались различные сборники, с попытками дать перевод, но до Шампольона все они были безуспешны. Вероятно, с одного из таких сборников и был списан иератический текст. Так случилось, что этим текстом оказались четыре главы египетской книги мертвых.
В силу незнания языка, письмо не точно воспроизводит оригинал, тем не менее отдельные иероглифы и слова угадываются с первого взгляда.

Изображение

Изображение
02 сен 2012, 13:40
Проникновение египетской культуры в современный мир может происходить и таким достаточно неожиданным способом - начало 2012 г., иероглифические граффити на площади в Тахрир в Каире.

Изображение

Выполнены с соблюдением среднеегипетских норм, с небольшой примесью новоегипетской орфографии и по этому признаку могут быть условно датированы 18-й или 19-й династией :) Содержание текста частично цитирует Египетский Миф о разрушении человечества, который повествует о том как Ра, расстроенный человечеством, посылает Хатхор, для того что бы уничтожить людей, что богиня и претворяет в жизнь. Однако Ра, ужаснувшись последствиями, вовремя отменяет приказ и при помощи небольшой хитрости (напоив Хатхор пивом, которая выгядела как человеческая кровь) останавливает апокалипсис.

nfr.wj st / jw=j r mkt r(m)T Hr=s - Как хорошо это. Я (Ра) защищу человечество от нее !

Под Хатхор, в данном случае, вероятно понимались бывший президент Египта Хосни Мубарак и приближенные, по крайней мере именно это следует из иллюстраций сопровождающих текст, где эти люди изображены в виде змеи - классического образа Зла в Древнем Египте.

Изображение

Изображение
03 сен 2012, 22:16
С самых давних пор человек пытался пытался установить своеобразный контроль над посмертным существованием, что выражалось в соблюдении определенных ритуалов и правил. Уже упоминавшаяся Книга Мертвых - это свод таких правил. Помимо правил запечатленных текстом и графикой, существуют правила, которые воплощаются менее очевидными способами, к примеру, ориентацией захоронения (как простой ямы, в которую укладывалось тело, так и царской мастабы) и положением тела внутри него.

Изображение

Существует два положения тела в египетском захоронении - на боку и на спине. Положение на боку является начальным и можно выделить следующее - в додинастические времена и в Раннем царстве голова ориентирована на юг, челове лежит практически всегда на левом боку и таким образом смотрит на запад. Поза представляет собой позу эмбриона. Это классическое положение тела для додинастического захоронения. В начале Древнего Царства происходит несколько изменений - покойного стали укладывать головой на север и смотреть он стал на восток. Поза меняется на распрямленное и это положение остается классическим до Нового Царства, когда покойника стали укладывать на спину. Положение на боку сохранилось, но теперь голова ориентирована на запад.

Изображение

И хотя данные правила не всегда соблюдались (чем богаче захоронение, тем с большей вероятностью оно будет им соответствовать), тем не менее совокупность положения тел в группе определенных захоронений может дать прямые указания о том, когда захоронения были произведены и является таким образом одним из способов, при помощи которых производится датировка.

На русском о ориентации можно прочитать у Большакова (Человек и его Двойник - ссылка выше) и в следующем издании : Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. В сети ее нет, но очень просто купить живьем.

Изображение
05 сен 2012, 19:09
Так называемая "голубая" корона (Blue Crown, хотя она могла быть и черной с отдельными голубыми элементами) царей Древнего Египта появляется на изображениях и в скульптуре в начале Нового Царства. В основном она используется в сценах связанных с подношением богам желаемого ими, а так же в сценах с военными мотивами (к примеру, на стенах храма в Карнаке, где изображена битва при Кадеше, Рамсес появляется именно в этом головном уборе). В сценах коронации, в момент получения власти от богов, царь изображен в голубой короне чаще чем в других.

Изображение

Форма голубой короны развивает более ранний вариант головного убора, т.н. cap crown (обе короны имели одинаковое название xprs). Принципиальное отличие между ними - наличие у голубой короны своеобразных крыльев по бокам. Ниже вариант cap crown, без крыльев, которые видны на иллюстрации выше.

Изображение

Часто данную корону называют короной войны, однако возможна и другая интерпретация - исходя из содержания сцен, в которых царь Египта изображен в этой короне, некоторые предполагают что она подчеркивала смертную природу царя, его отличие от богов, а урей, чье тело свернуто спиралью и готовое распрямится в атаке, был призван защитить смертного царя.

РАМЗЕС ВЕЛИКИЙ, в голубой короне, в руках символ власти - скипетр HqAt (Изображение)
Изображение

По материалам зарубежной прессы :) - http://www.jstor.org/stable/3822494

Изображение
07 сен 2012, 15:56
Я не знаю, мне попадались только популярные описания. Я постараюсь найти чуть позже и запощу источник.
=============================================

Активное изучение места, которое "не принадлежит никакому богу" (как указано на одной из пограничных стел Ахетатона), началось после достаточно случайного события. Хотя развалины столицы Египта времени Эхнатона посещались и ранее (кое какие зарисовки есть и в альбоме Лепсиуса), но внимание они привлекли лишь после того, как на черный рынок предметов египетской старины попала стела на аккадском языке. Здесь практически сразу же (в 1891 году) появился Питри, а затем здесь же работала экспедиция Л.Борхардта. Немцы повели себя не очень честно, в частности они тайно вывезли в Германию знаменитый бюст Нефертити, который египтяне пытаются получить назад и поныне.
Интересно, что во времена посещения Лепсиуса можно было еще глазами увидеть улицы древней столицы, но в период дикой археологии было уничтожено очень многое.

Стела с текстом на аккадском языке, которая привлекла внимание исследователей, оказалась одним из сотен "писем", которые хранились в Ахетатоне, в некоем архиве дипломатической переписки того времени. До нас дошло несколько сотен текстов, среди них письма хеттского царя, митаннийского царя, царя Вавилона, а также несколько десятков писем от правителя Библа к Эхнатону с просьбой о немедленной военной помощи. Как известно во времена Эхнатона вся внешняя политика Египта была заморожена, хотя от Хатшепсут до Эхнатона каждый царь непременно совершал походы в Азию. Но политика Эхнатона была сконцентрирована на внутренних проблемах Египта, таким образом страна добровольно отказалась не только от борьбы за влияние в Сирии, но и отказала в поддержке тем городам на финикийском побережье, которые с самых давних пор являлись верными союзниками и торговыми партнерами Египта. Одним из таких городов, известный в египетских текстах с самых давних пор является Библ. Чувствую утрату поддержки со стороны Египта и нарастающую угрозу со стороны других государств Малой Азии (даже минимальное египетское представительство было отозвано, таким образом союзники остались без хотя бы символической поддержки), правитель этого города слал десятки писем, с просьбой прислать хотя бы малый египетский гарнизон, но никакой реакции не последовало.

Изображение

"Я пишу дворцу постоянно из-за болезни влияющей на меня, но никто не смотрит на слова, которые продолжают прибывать. Пусть Царь пошлет слова своему слуге... Апиру убили царя, но никто ничего не говорит... Мия, правитель Арасни, захватил Ардату, а люди убили своего правителя... Информирую царя, что царь Хатти захватил все города, что были вассалами Митании. Пошли лучников"

Правители Библа были убиты, город захвачен и лишь спустя 150 лет Рамсесу великому, удалось восстановить статус-кво в сирийскийх землях. После битвы при Кадеше был заключен мирный договор, первый договор такого типа в истории человечества (известен и египетский и хеттский текст), при котором Египет и Хеттская держава обязались не только не нападать друг на друга и уважать чужие интересы, но и оказывать друг другу военную помощь. Наступило время так называемого Амарнского миропорядка.

Изображение
09 сен 2012, 10:30
Выросшим в Советском Союзе хорошо известно имя Тура Хейердала - норвежского путешественника, книги которого в нашей стране печатались огромными тиражами. Наиболее известны его научные экспедиции на плоту Кон-Тики, а также лодках Ра 1 и Ра 2. Путешествие на Кон-Тики являлось попыткой доказать, что в уже в древние времена, используя примитивный плот и силу океанских течений, человек мог пересечь Тихий Океан от берегов Южной Америки и достигнуть островов Полинезии. В свою очередь экспедиции "Ра" обосновывали техническую возможность пересечения океана Атлантического на лодке построенной по древнегипетским "чертежам". Успешность экспедиции позволяла говорить о гипотетической возможности переселения египтян в Южную Америку, что по мнению Хейердала лучше бы объясняло наличие схожих мегалитических памятников на обоих континентах.

Изображение

Экспедиции Хейердала отражают популярную в свою время теорию миграционизма в истории (сторонником которой он являлся), которая значительные культурные изменения на определенной территории объясняет влиянием миграций пришлых народов. Миграционизму противостоит теория эволюционизма, которая объясняет изменения постепенной эволюцией от низших форм к высшим, при которой не требуется влияние извне.

Миграционизм применительно к Египту заключался в постулировании некоторой Династической расы, культуры с более высоким уровнем развития, которая могла передать свои знания культуре египетской и подтолкнула ее к образованию государства. Сторонниками такой точки зрения были, к примеру известные У.Бадж и У.Эмери (чьи работы доступны и изданы на русском), да и сейчас еще можно встретить материалы на эту тему. Одна из основных проблем миграционизма по отношению к Египту заключается в том, что и поныне неизвестны не носители этой культуры, ни пути ее распространения.

Более подробно можно посмотреть к примеру в книге А.Крола "Египет первых фараонов".

Изображение
11 сен 2012, 01:16
Зачастую египетские архитектурные сооружения обладают сложной планировкой и очевидно, что в данном случае требовался план строительства, составленный до ее начала, который мог служить руководством. И такого рода документы до нас дошли в достаточном количестве, известны они были еще на самом раннем этапе развития египтологии. Одним из таких документов является папирус плана гробницы Рамсеса IV, впервые опубликованный Р.Лепсиусом. Он же и идентифицировал его как изображения места упокоения Рамсеса IV, сравнив его с теми зарисовками, что были сделаны еще во время египетской экспедиции Наполеона.
Ранние публикации папируса изобиловали ошибками, в основном в силу недостаточного чтения иератики - шрифта, которым сделаны пометки на плане и только в начале прошлого века А.Гардинер предложил полный перевод.

Изображение
(черные линии восстанавливают предполагаемую разрушенную часть, а в левом нижнем углу дан современный чертеж для сравнения)

Размеры папируса, на котором выполнен план, составляют 86 см. в длину и 25 см. в высоту, сам чертеж цветной, частично поврежден, красными и черными точками изображен холм, в котором вырубалась гробница, нижняя часть отсутствует, вероятно общая высота составляла около 50 см, план самой гробницы располагался в середине документа. План представляет вид сверху (только двери изображены "лежащими" на полу). Точный масштаб не соблюден, реальные размеры даны в иератике.
Как видно схема сопровождается примечаниями, некоторые из них относятся к собственну плану и представляют собой, как написано выше, точное указание размеров, а некоторые описывают ход работ, из чего следует, что архитектор вместе с планом не раз посещал строительство, как это делается и сейчас. Пример надписей :

- Измерения (гробницы) Фараона, чтоб он был здоров собака такая.
- Четвертый коридор, 25 локтей, шириной 6 локтей, высотой 9 локтей.
- Зал ожидания, 9 локтей, ширина 8 локтей, высота 8 локтей.
- Год четвертый, третий месяц разлива, день 18, распределение древесного угля на конец первого коридора. В этот день они остановились в нем.
- Всего, от начала Первого коридора к Дому Золота, 136 локтей.

Вероятно уголь использовался для освещения и по причине его недостатка работы были временно остановлены.
Исходя из размеров указанных на плане и сравнения их с реальными размерами гробницы, можно установить, что египетский "локоть" равнялся половине метра.

По материалам зарубежной прессы - http://www.jstor.org/stable/3853881 :)

Изображение

Изображение
12 сен 2012, 16:13
В музеях привычно видеть предметы, свидетельствующие о высоком уровне мастерства египетских скульпторов и художников. Однако есть и другие предметы, показывающие, что этот уровень был различным и можно встретить то, что иначе как "поделками" не назвать. Причем речь идет не о единичных предметах, а о целой серии с одними характеристиками, что говорит о том, что возможно они принадлежат одному мастеру или мастерской.

Заупокойная стела с изображением умершего, коротким текстом и изображением даров - является одним из наиболее известных и распространенных типов египетского искусства. Большое число таких стел дошло от Среднего Царства, еще в начале прошлого века был выпущен четырехтомный их каталог, где общий счет шел на тысячи и речь идет только о Каирском Музее. Среди этих стел есть значительное число таких, невысокий уровень исполнения которых обращает на себя внимание.

Изображение

Практически все они являются не очень удачным подражанием столичным образцам. Содержание стелы стандартное - умерший с женой, в верхнем регистре формула Htp-dj-nsw (приглашение делать дары к могиле умершего), иногда столик для этих даров и изображение самих даров (хлеб, мясо, птица, пиво, список мог быть различным в зависимости от амбиций и чинов умершего при жизни).
Но кустарность очевидна - передача черт лица имеет упрощенный характер и они лишены какой-либо индивидуальности, текст и дары разбросаны по стеле как попало, композиция не продумана - для подающего дары с трудом хватило места, высота мужчины и женщины излишне непропорциональна, иногда просто непонятно, что хотел изобразить художник. К тому же текст сверху не завершен - нет даже имени умершего, что лишает стелу всякого смысла. Халтура.

Тем не менее известна целая серия стел такого типа. Провинциальные требования к такого рода предметам основательно отличались от требований столичных.

Изображение

Изображение
15 сен 2012, 15:42
Вопросы из темы удалены (открыта отд.тема, а здесь же, если будут ошибки, я исправлю или дополню), про различные головные уборы я помню, если попадется что-нибудь информативное, я отдельно напишу.
==================================

Египетское искусство коптского периода известно в первую очередь т.н. Фаюмским портретом - серии погребальных портретов очень высокого уровня, созданных как в национальной, так и греко-римской традиции. Чуть менее известны т.н. "коптские ткани" - дошедшие до нас в большом числе произведения египетского ткачества (датируются II-XIV веками н.э.). В музеях мира хранятся десятки тысяч образцов, которые отлично сохранились благодаря сухому климату Египта. Большая коллекция коптских тканей хранится в Эрмитаже и Гос. музее изобразительных искусств, где пару лет назад проходила специальная выставка - "Сотканный мир египетских христиан". Отдельные образцы демонстрируются сейчас, входят в постоянную экспозицию.

Изображение

В качестве материала обычно использовался лен и шерсть. Часть узора непосредственно вышита, льняная основа дополняется шерстяной нитью. Иногда используется аппликация, то есть на основу пришивается дополнительный узор из ткани. Известные и монохромные образцы и цветные.
Готовые изделия могли предназначаться для непосредственного ношения (туники, накидки) или для украшения одежды отдельными вышитыми элементами. Также использовались в быту, для декорирования помещений, либо как предметы определенного культа, имеющие, к примеру, характер своеобразных сохранных "амулетов".

Изображение

В процесс развития менялись сюжеты изображенные на тканях. В ранний период еще можно найти отголоски собственно египетских мотивов, но очень скоро их меняют фантазии на тему греческой или римской мифологии, а с арабским завоеванием Египта получают распространение абстрактные узоры. Тканей с христианскими мотивами не так много, в связи с тем, что христианство в этой стране всегда если не запрещалось прямо, то по крайней мере не одобрялось.

Изображение

Помимо различия во времени, коптские ткани различались в пространстве - существовали локальные традиции изготовления, локальные центры ткачества со своими мастерами, которые отличимы либо по технике выполнения, либо по сюжетам. Работы анализирующие место коптских тканей в египетском искусстве выходили уже в царской России, в конце 19-го века.

Изображение

Мне не удалось найти фото образца с египетскими мотивами, за исключением нескольких, не очень содержательных. Если есть какие-нибудь ссылки, я добавлю.

Изображение

Сообщений: 12 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron