Хочу предложить вниманию коллег один способ перемещения каменных блоков большой массы – тот, каким из Конной Лахты, что в 16-ти верстах от Санкт-Петербурга, в 1767 году по указу Екатерины II на берег Финского залива из глубины леса для последующей отправки в столицу морем был доставлен громадный монолитный Гром-камень, послуживший основанием для памятника Петру I – знаменитого Медного всадника. Гром-камень был действительно грандиозен: в длину – 22 м, в ширину – 10 м, в высоту – 7 м; вес его превышал 1 600 т. По размерам он вполне сравним с баальбекским Южным камнем, а по массе даже превосходил его более чем в 1,5 раза. Как же такого монстра доставили из лесной чащи на морской берег? Тем более что камень так глубоко ушёл в землю, что поначалу даже подумали, что это выход коренной породы.
Вокруг камня выкопали котлован глубиной с 4-этажный дом, а потом с помощью рычагов и подсыпаемой насыпи подняли на уровень поверхности (на этом месте сейчас лесное озерцо Конная Заводь глубиной ~ 6 м). Затем на землю параллельно друг другу уложили два дубовых бруса с литыми медными желобами, в желоба уложили по тридцать 5-дюймовых бронзовых шаров, сверху накрыли ещё двумя такими же брусами, на брусы уложили каркас-решётку из толстых брёвен, а на каркас – сам Гром-камень. Перемещали каркас с помощью канатов, блоков и воротов, глубоко заякоренных в землю. Как только каркас проходил по одной паре желобов, спереди приставляли другую пару, снятую сзади и уже освободившуюся. По сохранившимся архивным документам установили, что при Гром-камне в Конной Лахте постоянно жили 1 200 подённых рабочих, но работали они бригадами по 32 человека. Это казалось маловероятным: как всего 32 человека могли сдвинуть с места такую глыбу, как Гром-камень? Тогда был проведён своего рода «следственный эксперимент»: был взят бетонный блок весом в полтонны и изготовлены пропорционально уменьшенные копии применявшихся в Конной Лахте приспособлений. Главным секретом работы устройства, при помощи которого перемещали Гром-камень, были бронзовые шары, уложенные в медные желоба, т.е. использовался тот же принцип, что и в шарикоподшипниках или железной дороге. Благодаря этому трение было снижено настолько, что 1600-тонная громадина двигалась на удивление легко. В ходе эксперимента 500-килограмовый блок вручную с места не смогли сдвинуть четверо мужчин, а на шарах он пошёл легко как по маслу. Вот, собственно, и всё. Ничего экстраординарного, и никакие «боги» абсолютно не нужны.
Что же мешало проделать то же самое и в Баальбеке? Особенно с учётом того, что камни Трилитона, уложенные в основание баальбекского храма, весят вдвое меньше Гром-камня – всего по 800 т, и тянуть их было надо не за 10 км, как в Конной Лахте, а всего-то менее километра? Да ровным счётом ничего! С выплавкой меди человечество знакомо уже как минимум 5 000 лет, с бронзой – не менее 4 000. Вместо дуба запросто мог использоваться уже упоминавшийся ливанский кедр, мало уступающий дубу прочностью. Ну, а канаты, вороты и рычаги и вовсе в комментариях не нуждаются.
DUM SPIRO SPERO