igmh1983 писал(а):rekhmire писал(а):А пошлифуем, как я уже говорил, в другом месте.
Хрен с этими дырками, давайте "пошлифуем". Затравка темы за вами.
Да, собственно, обуждать, как постепенно выяснилось, особенно-то и нечего. Шлифовка, она и в северной Африке - шлифовка. Она же - опиливание. Знаете, как опиливают напильником?
Далее - маленький фрагмент статьи (рабочее название "Базальт. Шлифовки, спилы и удары"), мучительно рождающейся и никак не желающей родиться уже более двух лет.
============================
На фотографии одна из «природных стенок» базальтового карьера Видан-эл-Фарас, расположенного к северо-западу от Файюмского оазиса. Здесь за этой стенкой видна вторая, правее – третья, вдалеке – четвёртая. Пространство вокруг усыпано глыбами базальта таких стенок, рассыпавшихся со временем.
Рабочие царя могли скалывать (или разбирать, если поддавался) передний слой стенки, предварительно пометив каждую глыбу (например, пронумеровав).
Рис.35.Природные базальтовые стенки в карьере
Следовало сколоть излишки толщины (теперь – высоты) глыб примерно до одного уровня, а точной нивелировки достигнуть уже на месте укладки известняковыми прокладками (читать Питри!) на растворе и вырезами в скальном основании храма. Получалась бы грубая заготовка одного из участков будущего базальтового пола.
Жан Пьер Протцен для обозначения швов (слова, слова, слова), в которых блоки соприкасаются боковыми поверхностями, придумал прекрасное определение, «восходящие швы». Так называть их гораздо правильнее, чем «вертикальными», поскольку вертикальными они оказываются исключительно редко, чаще имеют наклон. А швы, в которых камни соприкасаются верхними и нижними поверхностями он называет «лежачими», что тоже гораздо правильнее «горизонтальных», поскольку чаще всего они вовсе не горизонтальны. Два универсальных и очень удобных определения.
Линии многих естественных расколов-трещин естественного базальтового массива, стены, непрямолинейны и имеют раскрошившиеся из-за температурных сжатий - расширений края. Чтобы швы будущего пола сверху выглядели аккуратно, их следовало спрямить, как и стенки внутри будущих восходящих стыков, ниже видимых швов.
Для работы с базальтом египтянами использовались:
- крупномасштабная ударная обработка каменными шарами-молотами,
- более тонкая ударная обработка клевками остроконечного каменного инструмента,
- обдирка (опиливание), шлифовка крупными и мелкими тёрками из песчаника, шлифовка несвязанным абразивом,
- надпиливание и последовательное скалывание нескольких «пластин» большого камня с целью создания вырезов, выемок, необходимых в некоторых случаях,
- чередование, или комбинация этих приёмов.
Попробуем разобрать некоторые из названных способов обработки. Вынутые из природных стенок, или подобранные из россыпей карьера годные для работ крупные осколки базальта имели со всех сторон естественные сколы, поэтому все они обязательно подвергались первичной ударной обработке, первичной обдирке, шлифовке, или их комбинациям.
В этой ветке говорим только о шлифовках.
Здесь всё понятно. Как показал эксперимент, египетские базальт и гранит очень хорошо шлифуются тёрками (большими, или малыми) из кварцита или песчаника. Они хорошо шлифуются и свободным абразивом. Пример шлифовки верхнего края восходящей поверхности базальтового блока, в целом уже обработанного ударами (пол храма Усеркафа в Саккаре), показан на рис.38. Усеркафов же блок, у которого для стыковки с соседним отшлифована практически вся восходящая поверхность, показан на рис.39.
38, 39:
На обоих снимках отлично видно, что предварительно обработанная ударами восходящая поверхность блока после этого отшлифована, но не слишком пристрастно и сквозь плоскость шлифовки слабее, или сильнее, но чётко проглядывают следы ударов, те самые язвочки.
При несовпадении в последовательности действий, здесь (Рис.38 и 39) тоже преследовали цель улучшить смыкание рёбер блоков, сходящихся в шве на поверхности пола, описанную отчёте Вито Мараджольо: …можно отметить, что стороны базальтовых блоков были почти сплошь опилены, а затем зазоры устранены ударами молота. Опиливанья сделаны не вертикально, а почти всегда слегка наискось. В результате, получившийся у некоторых блоков остроугольный верхний край затем правился выстукиваньем, очевидно, чтобы добиться тонких и аккуратных швов между блоками. В других случаях, где опиленная часть оказалась выпяченной наружу, всё её «лицо» спрямляли ударами…
Вторичная обработка могла и не производиться, либо она тоже была «корректирующей» ударной, иногда клевками. В зависимости от конкретных обстоятельств, «местных требований к конкретной точке пола» мог потребоваться следующий этап обработки - шлифовкой. А потом опять ударной. А потом… опять могла быть шлифовка.
Некоторые участки восходящих поверхностей, которые не планировали сопрягать с ответными, могли оставлять вообще без обработки, чаще это относится к нижним частям восходящих поверхностей, как на рис.40.
40.1, 40.2
Для шлифовки больших площадей с целью «выдерживания плоскости», по-видимому, использовали шлифовальные плиты из какой-либо разновидности египетских песчаников (уже сказано: проверено, что египетский базальт прекрасно шлифуется египетским кварцитом).
На следующем снимке (Рис.41) от Усеркафа последовательность действий тоже была уже «по Мараджольо»: верхняя треть видимой стороны камня для плотного смыкания в шве была отшлифована. Этого оказалось недостаточно и её по уже отшлифованной поверхности простучали молотом.
Ударная обработка базальта, конечно, более груба, зато гораздо более эффективна и гораздо более быстра.
41.
Не обходилось без вполне обычных для Египта грубых огрехов в качестве работ. Это действительно очень характерно для искусства и архитектуры Египта: казалось бы, вот оно, вот, всё так ровно, так мастерски сделано и… на тебе - какой-нибудь нелепейший ляп. Принесли отличную ровную кварцитовую плиту, стали ею шлифовать. Перекосили, подровняли, опять перекосили. И вовсе не обеспокоившись, "перешагнули и пошли дальше" (Рис.43, 45).
"По Мараджольо" - 42, не "по Мараджольо" - 43, 44, 45
На снимке Рис.46 видно пятно ударной обработки в левой нижней части, окружённое шлифованной поверхностью. Для чего так локально долбили добротную плоскую шлифованную поверхность?
46
Такая ударная плешина могла остаться после шлифовки большой песчаниковой/кварцитовой плитой ранее обработанной ударами поверхности. Шлифовальная плита не может прогибаться, повторяя углубления, получившиеся от излишнего рвения при ударной обработке. Здесь – последовательность не «по Мараджольо».
На рис.47 в верхней части обломка оббитая поверхность, едва тронутая после этого шлифовкой.
На рис. 48 вверху видна плавно закругляющаяся к нам кромка края шлифованного участка. Внизу обработанная ударами и потом едва тронутая шлифовкой часть поверхности. Вся эта поверхность когда-то была восходящей, но теперь повёрнута вверх. Она - элемент восполнения лакуны в полу и окружена современным цементным раствором.
47, 48 - тоже не по Мараджольо:
Единого рецепта на количество и чередование типов работ с базальтом полов наверняка не существовало. Трудно сейчас предположить, в каком именно случае точность сопряжения шва в полу, обеспечиваемая шлифовкой могла признаваться избыточной, и удовлетворялись просто изъязвлёнными ударными поверхностями...
Выше речь шла преимущественно об обработке восходящих поверхностей и сочленениях в восходящих швах.
У Хуфу верхние поверхности шлифованы и очень сильно изношены «пешеходной», и температурной эрозией . У Усеркафа верхние поверхности не шлифовались, так и оставлены с язвочками ударной обработки. На снимке (Рис.49) – изначально обработанная ударами, а затем отшлифованная поверхность пола в храме царя Ниусерра, не тронутая эрозией (Абусир).
49, 50
На рис.42 и рис.50, к слову, примеры смены направления движения шлифовального инструмента практически на 90 градусов.
рехмира